CLUSTERLAND
Государственная кластерная политика: правовые основы и практика реализации

Государственная кластерная политика Республики Беларусь предполагает создание условий для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики посредством внедрения кластерной модели развития

Государственная кластерная политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
  • обеспечение системной интеграции кластерной модели развития в существующий механизм хозяйствования и управления;
  • содействие в разработке кластерных инициатив и проектов;
  • государственная поддержка кластерных проектов.
Предпосылки для развития кластеров в Республике Беларусь заложены в таких концептуально-методологических и программно-стратегических документах белорусского государства, как:
  • Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 года № 27);
  • Методические рекомендации по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития экономики (утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.12.2014 года № 90);
  • План мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2016 года № 336);
  • Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2016 года № 274);
  • Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 года № 466);
  • Комплекс мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 года);
  • Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2017 года).
Кроме того, нормы о содействии формированию инновационно-промышленных кластеров содержатся в отдельных программных документах, направленных на социально-экономическое развитие регионов Беларуси:
  • Программа социально-экономического развития города Минска на 2016–2020 годы (утверждена решением Минского городского Совета депутатов от 28.02.2017 года № 275);
  • Программа социально-экономического развития Могилевской области на 2016–2020 годы (утверждена решением Могилевского областного Совета депутатов от 22.06.2017 года № 28-2).

В настоящее время Министерством экономики Республики Беларусь в рамках своих функций по разработке и реализации государственной кластерной политики ведется подготовка нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для интенсивного внедрения кластерной модели развития национальной экономики. Кроме того, положения о внедрении кластерной модели развития в практику хозяйствования и управления планируется отразить в ключевых документах стратегического планирования (Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы).

Несмотря на то что отдельные формирования, использующие кластерную модель развития, появились ранее (например, научно-технологическая ассоциация «Инфопарк»), точкой отсчета для запуска процесса кластеризации национальной экономики стало принятие в 2014 году Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь. С принятием этого документа белорусское государство продекларировало заинтересованность и готовность к внедрению кластерной модели развития, прежде всего, в высокотехнологичном секторе экономики. Тем самым были созданы правовые основания для поддержки в подготовке и реализации кластерных инициатив различных групп субъектов хозяйствования, заинтересованных в формировании кластеров, а также для начала организационно-практической работы Министерства экономики Республики Беларусь, облисполкомов (Мингорисполкома) по идентификации и оценке потенциала действующих и формирующихся кластеров на конкретных административных территориях.

Результатом предпринятых в период 2015–2018 годов усилий государственных органов стало:
  • 1. Формирование системы государственного регулирования кластерного развития национальной экономики

    В настоящее время проведение кластерной политики на национальном уровне возложено на Министерство экономики Республики Беларусь, на региональном уровне – на комитеты экономики облисполкомов (Мингорисполкома) и управления экономики гор- и райисполкомов, что закреплено в соответствующих положениях, определяющих задачи и функции государственных органов и их подразделений.

    Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь определила следующие направления кластерной политики:

    • нормативное правовое регулирование деятельности в сфере кластерного развития экономики, включая разработку и принятие проектов нормативных правовых актов, предусматривающих новые организационные формы, в рамках которых может осуществляться кластерное развитие национальной экономики, а также меры государственной поддержки при реализации кластерных проектов;
    • организация и осуществление регулярного мониторинга процессов формирования и развития кластеров на базе малого и среднего предпринимательства, в том числе в региональном разрезе, определение приоритетных направлений для их формирования;
    • организационно-методическое содействие в разработке и реализации кластерных инициатив и проектов;
    • поддержка самоорганизации субъектов малого и среднего предпринимательства по формированию кластеров, включая разработку и продвижение кластерных инициатив, с последующей реализацией кластерных проектов.
  • 2. Создание комиссий по кластерному развитию в составе общественно-консультативных советов (ОКС) при облисполкомах (Мингорисполкоме) по развитию предпринимательства

    В состав комиссий по кластерному развитию вошли представители бизнес-сообщества, науки и образования, заинтересованные в реализации кластерных инициатив и проектов. Тем самым был создан организационный механизм координации взаимодействия государства и бизнеса при формировании региональной кластерной политики. Однако деятельность созданных комиссий по кластерному развитию ОКС практически незаметна, что, безусловно, негативно сказывается на темпах кластеризации экономики регионов и ставит на повестку дня вопрос о включении в их состав дееспособных представителей местных бизнес-сообществ, готовых продвигать кластерные инициативы бизнеса и конструктивно решать проблемные вопросы.
  • 3. Проведение мониторинга кластерного развития регионов, подготовка региональных карт кластеров

    Целью данной работы, которая проводилась в 2016 и 2018 годах, являлась идентификация (выявление и фиксация) действующих и формирующихся кластеров в различных регионах Беларуси.
    Несмотря на наличие необходимой методической базы, подготовленной Министерством экономики Республики Беларусь, недостаточный организационный потенциал местных органов власти, отсутствие взаимодействия с местными бизнес-сообществами не позволили провести намеченную работу должным образом и получить полноценные региональные карты кластеров. Это, в свою очередь, не позволило подготовить сводную (национальную) карту кластеров Республики Беларусь.

    В результате была лишь подтверждена гипотеза о наличии в областных центрах, городах областного подчинения, промышленно развитых районах с численностью населения более 30 тыс. жителей протокластеров – количественно доминирующих групп субъектов хозяйствования, занятых в одном или смежных видах экономической деятельности, расположенных на определенной административной территории, которые потенциально могут взаимодействовать на основе кластерной модели развития. В этой связи с точки зрения концентрации субъектов хозяйствования, занятых определенными видами экономической деятельности, порядка 30 населенных пунктов (административно-территориальных единиц) Республики Беларусь могут рассматриваться в качестве площадок для формирования кластеров, причем как инновационно-промышленных, так и иных. Однако характер взаимодействия и тесноту связей внутри таких протокластеров выявить не удалось, что не позволило в дальнейшем наладить взаимодействие с потенциальными инициаторами и организаторами кластерных проектов.
  • 4. Повышение уровня информированности (осведомленности) государственных органов и бизнес-сообщества о кластерной модели развития, ее преимуществах и недостатках

    Для этого в течение 2014–2018 годов совместными усилиями Министерства экономики и Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь проведен ряд информационно-образовательных мероприятий и зарубежных стажировок, в которых приняли участие около 500 должностных лиц государственных органов и представителей бизнес-сообщества. В ходе стажировок более 60 представителей государственных органов и бизнес-сообщества изучили зарубежный опыт создания и функционирования кластеров.

    Усилия государства в обозначенный период привели к ускорению динамики кластерообразования, что существенно изменило кластерный ландшафт нашей страны, о чем было сказано ранее.
Лучшие практики
Бизнес-инкубатор начал работу в Кричеве

Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.

07 декабря 2018
+
Ваши персональные данные полностью защищены.
The text is translated using Google translate.
Авторизация
Вход
*
*

Connect with:




Регистрация
*
*
*
Генерация пароля