Государственная кластерная политика: правовые основы и практика реализации Государственная кластерная политика Республики Беларусь предполагает создание условий для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики посредством внедрения кластерной модели развития
Государственная кластерная политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
- обеспечение системной интеграции кластерной модели развития в существующий механизм хозяйствования и управления;
- содействие в разработке кластерных инициатив и проектов;
- государственная поддержка кластерных проектов.
Предпосылки для развития кластеров в Республике Беларусь заложены в таких концептуально-методологических и программно-стратегических документах белорусского государства, как:
- Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 года № 27);
- Методические рекомендации по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития экономики (утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.12.2014 года № 90);
- План мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2016 года № 336);
- Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2016 года № 274);
- Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 года № 466);
- Комплекс мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 года);
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2017 года).
Кроме того, нормы о содействии формированию инновационно-промышленных кластеров содержатся в отдельных программных документах, направленных на социально-экономическое развитие регионов Беларуси:
- Программа социально-экономического развития города Минска на 2016–2020 годы (утверждена решением Минского городского Совета депутатов от 28.02.2017 года № 275);
- Программа социально-экономического развития Могилевской области на 2016–2020 годы (утверждена решением Могилевского областного Совета депутатов от 22.06.2017 года № 28-2).
В настоящее время Министерством экономики Республики Беларусь в рамках своих функций по разработке и реализации государственной кластерной политики ведется подготовка нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для интенсивного внедрения кластерной модели развития национальной экономики. Кроме того, положения о внедрении кластерной модели развития в практику хозяйствования и управления планируется отразить в ключевых документах стратегического планирования (Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы).
Несмотря на то что отдельные формирования, использующие кластерную модель развития, появились ранее (например, научно-технологическая ассоциация «Инфопарк»), точкой отсчета для запуска процесса кластеризации национальной экономики стало принятие в 2014 году Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь. С принятием этого документа белорусское государство продекларировало заинтересованность и готовность к внедрению кластерной модели развития, прежде всего, в высокотехнологичном секторе экономики. Тем самым были созданы правовые основания для поддержки в подготовке и реализации кластерных инициатив различных групп субъектов хозяйствования, заинтересованных в формировании кластеров, а также для начала организационно-практической работы Министерства экономики Республики Беларусь, облисполкомов (Мингорисполкома) по идентификации и оценке потенциала действующих и формирующихся кластеров на конкретных административных территориях.
Результатом предпринятых в период 2015–2018 годов усилий государственных органов стало:
- 1. Формирование системы государственного регулирования кластерного развития национальной экономики
В настоящее время проведение кластерной политики на национальном уровне возложено на Министерство экономики Республики Беларусь, на региональном уровне – на комитеты экономики облисполкомов (Мингорисполкома) и управления экономики гор- и райисполкомов, что закреплено в соответствующих положениях, определяющих задачи и функции государственных органов и их подразделений.
Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь определила следующие направления кластерной политики:
• нормативное правовое регулирование деятельности в сфере кластерного развития экономики, включая разработку и принятие проектов нормативных правовых актов, предусматривающих новые организационные формы, в рамках которых может осуществляться кластерное развитие национальной экономики, а также меры государственной поддержки при реализации кластерных проектов;
• организация и осуществление регулярного мониторинга процессов формирования и развития кластеров на базе малого и среднего предпринимательства, в том числе в региональном разрезе, определение приоритетных направлений для их формирования;
• организационно-методическое содействие в разработке и реализации кластерных инициатив и проектов;
• поддержка самоорганизации субъектов малого и среднего предпринимательства по формированию кластеров, включая разработку и продвижение кластерных инициатив, с последующей реализацией кластерных проектов. - 2. Создание комиссий по кластерному развитию в составе общественно-консультативных советов (ОКС) при облисполкомах (Мингорисполкоме) по развитию предпринимательства
В состав комиссий по кластерному развитию вошли представители бизнес-сообщества, науки и образования, заинтересованные в реализации кластерных инициатив и проектов. Тем самым был создан организационный механизм координации взаимодействия государства и бизнеса при формировании региональной кластерной политики. Однако деятельность созданных комиссий по кластерному развитию ОКС практически незаметна, что, безусловно, негативно сказывается на темпах кластеризации экономики регионов и ставит на повестку дня вопрос о включении в их состав дееспособных представителей местных бизнес-сообществ, готовых продвигать кластерные инициативы бизнеса и конструктивно решать проблемные вопросы. - 3. Проведение мониторинга кластерного развития регионов, подготовка региональных карт кластеров
Целью данной работы, которая проводилась в 2016 и 2018 годах, являлась идентификация (выявление и фиксация) действующих и формирующихся кластеров в различных регионах Беларуси.
Несмотря на наличие необходимой методической базы, подготовленной Министерством экономики Республики Беларусь, недостаточный организационный потенциал местных органов власти, отсутствие взаимодействия с местными бизнес-сообществами не позволили провести намеченную работу должным образом и получить полноценные региональные карты кластеров. Это, в свою очередь, не позволило подготовить сводную (национальную) карту кластеров Республики Беларусь.
В результате была лишь подтверждена гипотеза о наличии в областных центрах, городах областного подчинения, промышленно развитых районах с численностью населения более 30 тыс. жителей протокластеров – количественно доминирующих групп субъектов хозяйствования, занятых в одном или смежных видах экономической деятельности, расположенных на определенной административной территории, которые потенциально могут взаимодействовать на основе кластерной модели развития. В этой связи с точки зрения концентрации субъектов хозяйствования, занятых определенными видами экономической деятельности, порядка 30 населенных пунктов (административно-территориальных единиц) Республики Беларусь могут рассматриваться в качестве площадок для формирования кластеров, причем как инновационно-промышленных, так и иных. Однако характер взаимодействия и тесноту связей внутри таких протокластеров выявить не удалось, что не позволило в дальнейшем наладить взаимодействие с потенциальными инициаторами и организаторами кластерных проектов. - 4. Повышение уровня информированности (осведомленности) государственных органов и бизнес-сообщества о кластерной модели развития, ее преимуществах и недостатках
Для этого в течение 2014–2018 годов совместными усилиями Министерства экономики и Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь проведен ряд информационно-образовательных мероприятий и зарубежных стажировок, в которых приняли участие около 500 должностных лиц государственных органов и представителей бизнес-сообщества. В ходе стажировок более 60 представителей государственных органов и бизнес-сообщества изучили зарубежный опыт создания и функционирования кластеров.
Усилия государства в обозначенный период привели к ускорению динамики кластерообразования, что существенно изменило кластерный ландшафт нашей страны, о чем было сказано ранее.