CLUSTERLAND
Тенденции и перспективы кластерного развития экономики Республики Беларусь

С принятием Декрета Президента от 23.11.2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» и Декрета Президента от 21.12.2017 года № 8 «О развитии цифровой экономики» начался новый этап социально-экономического развития страны, кардинально поменялся политико-правовой контекст проводимого курса – государство ясно и определенно продекларировало, что ставка будет делаться на развитие частного бизнеса, причем преимущественно в сфере новых и высоких технологий. В данном контексте начал реализовываться курс на построение IT-страны, что предполагает цифровую трансформацию национальной экономики посредством интенсивного распространения и использования ИКТ во всех отраслях экономики (видах экономической деятельности) для повышения эффективности и конкурентоспособности на макро-, мезо- и микроуровнях.

Это создает исключительно благоприятные условия для активизации кластерного развития экономики, поскольку запускается параллельно два процесса: с одной стороны ликвидируются административные и технические барьеры для развития предпринимательства, что объективно способствует раскрепощению предпринимательской инициативы; с другой стороны, организация цифровой трансформации экономики немыслима без реструктуризации государственных компаний, выделения на аутсорсинг непрофильных активов и появления значительного количества новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Когда оба процесса выйдут на проектную мощность и инвестиционно-структурная перестройка национальной экономики приобретет необратимый характер, формирование кластеров заметно ускорится.

Вторая важная тенденция связана с инициативой Министерства экономики Республики Беларусь по развертыванию новой индустриализации регионов, которая предполагает развитие производительных сил административных территорий на современной технологической базе и новых организационных принципах хозяйствования и управления. Практически в рамках новой индустриализации регионов предполагается создание инфраструктурных и производственных объектов, пространственное размещение которых должно быть увязано в определенную систему. В этом смысле можно говорить о создании новых территориально-производственных комплексов, которые будут функционировать в условиях рыночной экономики на основе кластерной модели развития.

Организацию и проведение новой индустриализации регионов намечается осуществлять на основании соответствующих планов, утверждаемых облисполкомами. С целью ускорения реализации таких планов исполнителям предполагается предоставлять определенные преференции, при этом юридическое оформление территориально-производственных комплексов может фиксироваться посредством формирования инновационно-промышленных кластеров, организаторы и участники которых в перспективе вправе претендовать на государственную финансовую поддержку.

Третий аргумент в поддержку перспективы кластерного развития состоит в том, что в настоящее время появилась мода на использование кластерной лексики, свидетельствующая о популярности темы кластеризации экономики. Следовательно, дальнейшее повышение уровня информированности бизнес-сообщества о преимуществах кластерной модели развития при условии целевой работы государственных органов по поиску и обучению потенциальных организаторов кластерных проектов из числа авторитетных и влиятельных лидеров бизнеса, заинтересованных и готовых к формированию кластеров, приведет развертыванию в среднесрочной перспективе (3–5 ближайших лет) к широкомасштабной кластеризации экономики.

И наконец, с 2018 года началась реализация ряда проектов, предусматривающих привлечение внешних финансовых, организационных и интеллектуальных ресурсов для поддержки кластерного развития регионов Беларуси. К ним относятся: проект при поддержке Республики Польша «Внедрение кластерной системы в Республике Беларусь», проект ПРООН в Республике Беларусь «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь» (SPRING), проект Всемирного банка «Программа в поддержку развития частного сектора в Республике Беларусь».

Таким образом, в настоящее время сложились достаточно благоприятные условия и предпосылки для внедрения кластерной модели развития в качестве организационного инструмента повышения (обеспечения) конкурентоспособности национальной экономики на микро-, мезо- и макроуровнях. Их реализация требует объединения усилий государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества.

Лучшие практики
Бизнес-инкубатор начал работу в Кричеве

Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.

07 декабря 2018
+
Ваши персональные данные полностью защищены.
The text is translated using Google translate.
Авторизация
Вход
*
*

Connect with:




Регистрация
*
*
*
Генерация пароля