CLUSTERLAND
Мониторинг развития кластеров в регионах

Анкетный опрос руководителей предприятий, проведенный
в Витебской и Могилевской областях (декабрь 2018 г.). 

Цель обследования – выявление и оценка заинтересованности
и готовности субъектов хозяйствования к взаимодействию и сотрудничеству на основе кластерной модели развития. Результаты опроса использовались для оценки потенциала кластерного развития регионов Беларуси.

В опросе приняли участие 494 респондента – собственники
и руководители компаний преимущественно высшего и среднего звена, равномерно представляя все категории субъектов хозяйствования.

Подавляющее большинство осуществляет свою деятельность более пяти лет. Работают в основном на отечественном рынке, только 10 % локализуют свой рынок в странах-участницах ЕАЭС и дальнего зарубежья. Определяют уровень конкуренции на рынке продукции как высокий и средний, предпринимают регулярные меры по повышению конкурентоспособности.

Вместе с тем, менее 20 % из них признают необходимость кооперироваться с другими субъектами хозяйствования и реализовать совместные инвестиционные/ инновационные проекты.

При оценке горизонтальных связей и характеристики взаимодействия предприятий выяснилось, что большая их доля (от 44 до 97 %) не входит ни в какое объединение, объясняя это тем, что предпринимательские союзы не решают проблемы бизнеса и недостаточно влияют на условия ведения бизнеса, прежде всего, на принятие государственных решений.

Относительно направлений сотрудничества, по которым сложились устойчивые взаимосвязи с другими организациями, бизнесы дали низкие оценки сложившейся научно-технической кооперации и состоянию инновационно-производственной инфраструктуры. Наименее продуктивное взаимодействие сложилось с учреждениями образования и научными организациями.

По мнению большинства опрошенных устойчивые связи образовались
в сфере субконтрактации, поставки/закупки сырья и комплектующих.

Бизнес неактивно практикует сотрудничество с другими организациями при участии в специализированных выставках, в привлечении консалтинговых и инжиниринговых услуг, организации доступа
к дорогостоящему уникальному оборудованию для тестирования разработок.

Там, где сотрудничество все-таки осуществляется, оно организовано,
в основном, в форме: (а) выполнения работ по договору (поставка, подряд, аренда/лизинг и оказание услуг, т.д.); (б) производственной кооперации, субконтрактации (выполнение заказа). Выполнению совместных НИОКР, маркетинговых исследований отдают предпочтение не более 5% опрошенных.

На низком уровне и неформальное взаимодействие (консультации, круглые столы). О некоммуникабельности предпринимателей также говорит и другой показатель – периодичность встреч с партнерами. Подавляющее большинство опрошенных (до 75 %) отметили, что редко видятся (3-5 раз в год), предпочитая обсуждение вопросов по телефону/интернету. Каждый месяц встречаются не более 20 %.

Группа вопросов об уровне осведомленности о кластерной модели развития выявила, что доля тех, кто не знаком с понятием «кластер», остается значительной (до 35 %). Даже те, кто осведомлен о кластерах, очень часто
не знают, как это использовать на практике. Доля таковых колеблется
в пределах 55-91 % в зависимости от региона опроса. И здесь важны надежные и системные источники информации. Но, как оказалось, бизнесмены черпают информацию о функционировании кластеров из популярных статей средств массовой информации. Другим источником информации, отмеченным респондентами, является специальная экономическая литература.
От знакомых и партнеров по бизнесу получают сведения до 14% опрошенных, а в малом городе (г. Чаусы) – до 36 %.

Уровень заинтересованности и готовности участия в кластере является ключевым индикатором обследования.   

Незаинтересованность в участии в кластере коррелирует с показателем неосведомленности и держится на уровне 21-57 %. Наибольшую незаинтересованность выказали представители бизнеса г. Орши, что указывает на необходимость проведения там серии просветительских семинаров и консультаций.

В тех местах, где уже формируется кластер (Новополоцк), уровень незаинтересованности находится на минимальном уровне – 4,6 %. При этом доля потенциально заинтересованных – около 70 %. Однако они предпочитают отложить свое участие в кластере на несколько лет.

Такая же картина наблюдается по всем городам, участвовавшим в анкетировании.

Относительно велика (9-25 %) доля тех, кто заинтересован, но не знает как (с чего) начать. Они составляют группу потенциальных участников кластера и именно на них должны быть направлены мероприятия по их вовлечению в формирование кластера.

В городах, где зарождаются кластеры, зафиксированы единичные случаи желающих и готовых стать участниками кластера или выступить инициаторами его формирования.

В ответе на вопрос об объеме расходов, на которые готовы пойти субъекты хозяйствования для реализации совместных мероприятий
в кластере
, респонденты были практически единодушны в выборе минимального ценза своего вклада – до 100 рублей в месяц.

Наиболее важные преимущества взаимодействия в кластере выстроились в следующем порядке (по степени убывания):

  • возможность экономии ресурсов за счет проведения совместных мероприятий участников кластера;
  • решение проблем недостаточности финансовых, кадровых, сырьевых и других ресурсов для реализации крупного инвестиционного/ инновационного проекта;
  • помощь в установлении профессиональных связей с другими субъектами хозяйствования;
  • возможность координации действий участников кластера на рынке по согласованным направлениям совместной деятельности;
  • возможность реализации новых совместных проектов.

 

Среди недооцененных преимуществ:

  • возможность упрощенного доступа и использования для участников кластера коммерческой информации и делового опыта друг друга;
  • дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществления внутренней специализации и стандартизации, минимизация затрат на внедрение новшеств;
  • возможность формулирования и продвижения коллективных интересов участников кластера в отношениях с государственными органами и иными участниками рынка.

 

К сожалению, наименее важным для предпринимателей оказалось взаимодействие в рамках кластера с учреждениями образования (научных организаций), что могло бы облегчить доступ к новым технологиям, используемых участниками кластера. Только бизнесмены г. Новополоцка проявили большее понимание в этом вопросе (24 %), благодаря тесному взаимодействию «якорного» предприятия (ОАО «Нафтан»), расположенного там кластера, с Полоцким государственным университетом.

Осознавая важность привлечения предприятий и организаций
к формированию новых кластеров
, участники опроса отметили высокими рейтингами ряд необходимых мер:

  • оказание государственной поддержки кластеров;
  • продолжение повышения осведомленности о преимуществах кластерной модели взаимодействия;
  • наличие положительного опыта участия в кластере партнеров по бизнесу; включение проектов по кластерной тематике в государственные программы, планы индустриализации и программы СЭР регионов.

 

Наименее востребованной мерой оказалось «повышение компетенций руководителей организаций в области новых форм интеграции».

По мнению респондентов участию бизнеса в кластерах препятствуют следующие факторы: 

  • все еще недостаточная информированность о кластерной модели взаимодействия;
  • недостаток организационного и финансового потенциала;
  • отсутствие проектов для совместного взаимодействия;
  • неготовность платить взносы на организацию и проведение совместных мероприятий.

 

Нераспознанными факторами-препятствиями остались:

  • низкий уровень самоорганизации бизнеса, разобщенность и недостаток доверия владельцев бизнеса друг к другу, способности и готовности к командной работе;
  • сложность формализации и последующей организации и осуществления деятельности кластера.

Главные условия, при которых субъект хозяйствования готов вступить в кластер – наличие специализированной инфраструктуры для совместной деятельности участников кластера и финансовая поддержка государства на создание специализированной инфраструктуры кластера.

Потенциальные участники кластера предъявляют высокие требования
к резидентам и учредителям кластеров – они должны вызывать доверие
и иметь высокий уровень деловой репутации; высказывают заинтересованность в реализации совместного инвестиционного/ инновационного проекта.

Со стороны государства традиционно ожидаются: (1) финансовая поддержка кластеров; (2) нормативно-правовое регулирование, в части формирования законодательства, направленного на создание благоприятных условий для интенсивного внедрения кластерной модели развития национальной экономики; (3) создание специализированной инфраструктуры кластерного развития.

Там, где уже создаются кластеры, требуется помощь в поиске партнеров в реализации инвестиционного/инновационного проекта (потенциальных участников кластера).

При оценке направлений оказания государственной поддержки кластеров по степени значимости на первом месте оказались субсидии для возмещения части расходов на приобретение оборудования. Далее по значимости: субсидии для возмещения части расходов на проведение испытаний и сертификации, приобретение патентов и лицензий, проведение патентных исследований и анализа рынка научно-технической продукции, осуществление инжиниринговых услуг.

Как менее значимые обозначены субсидии для возмещения части расходов на:

  • оборудование индустриальных площадок кластеров необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой;
  • создание специализированной инфраструктуры совместного использования (центров коллективного пользования оборудованием, испытательных лабораторий, центров по созданию макетов, прототипов опытных образцов и иной мелкосерийной продукции (центров прототипирования), центров трансфера технологий, опытных производств);
  • обеспечение функционирования интернет-порталов кластеров
  • повышение квалификации участников кластера.

 

Предприниматели не скрывают, что их основной целью участия
в кластере
может быть:

  • приобретение эффективного организационного инструмента продвижения собственных экономических интересов;
  • расширение возможностей продвижения своей продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • обеспечение экономии ресурсов различных видов при проведении совместных мероприятий (реализации совместных проектов);
  • формирование сетевого сообщества на основе производственной кооперации (субконтрактации) из числа участников кластера;
  • укрепление влияния и авторитета среди местного бизнес-сообщества и местных органов власти в качестве лидера бизнеса.

 

Направления взаимодействия с другими участниками кластера:

  • разработка стратегии развития кластера, координация деятельности участников кластера на рынке;
  • привлечение в состав кластера новых участников, популяризация деятельности кластера в СМИ;
  • создание (приобретение) и эксплуатация имущества, необходимого в качестве специализированной инфраструктуры кластерного развития.

 

Направления, по которым необходимо содействие государства для развития кластеров:

  • организационная, консультационная, методическая поддержка
  • финансовая поддержка
  • помощь в поиске партнеров для реализации инвестиционного/ инновационного проекта.

Источник: «Потенциал развития кластеров в регионах Беларуси»// Быкова Т.П., Истомина Л.А, Крупский Д.М., Шерстнева С.П. – Совет по развитию предпринимательства, Минск, 2019

Лучшие практики
Бизнес-инкубатор начал работу в Кричеве

Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.

07 декабря 2018
+
Ваши персональные данные полностью защищены.
The text is translated using Google translate.
Авторизация
Вход
*
*

Connect with:




Регистрация
*
*
*
Генерация пароля