В течение 2018 г. в Беларуси наблюдался активный процесс позитивных изменений законодательно-правовых условий предпринимательской деятельности, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства, улучшения его отраслевой и территориальной структуры.
В числе наиболее значимых мер, призванных обеспечить прорыв в развитии предпринимательской инициативы и деловой активности в целом, можно отметить следующие.
Изменение порядка регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования (Декрет Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 2), в том числе:
— возможность открытия банковского расчетного счета одновременно с регистрацией субъекта хозяйствования на основании представления регистрирующего органа; исключение ограничения по созданию дочернего предприятия в случае наличия у его учредителя не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств;
— предоставление регистрирующим органам права на ликвидацию субъекта хозяйствования, не осуществляющего предпринимательскую деятельность
в течение 24 месяцев подряд (ранее – в течение 12 месяцев подряд);
— ограничение срока (не более трех лет) на право налоговых и иных уполномоченных органов обращаться в суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, их ликвидации (прекращении деятельности).
Упрощение процедур создания бизнеса, унификация требований к функционированию его субъектов (Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года №7), в том числе:
— уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности (их перечень охватывает сферы, в которых сосредоточено примерно 95 % малого и среднего бизнеса);
— общие (единые) требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
— отмена использования субъектами хозяйствования печатей и их замена электронными средствами аутентификации и идентификации (электронной цифровой подписью);
— запрет до 2020 г. на введение новых налогов и повышение налоговых ставок, что призвано содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий;
максимальное упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации;
Изменение порядка проведения проверок(Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»), в том числе:
— замена плановых проверок выборочными проверками только при наличии комплекса оснований;
— смещение акцента на профилактическую работу;
— сокращение оснований для назначения внеплановых проверок. изменяющий порядок проведения проверок.
Рассмотрим, насколько указанные новации законодательно-правовой среды казали влияние на динамику развития малого и среднего бизнеса.
Согласно статистическим данным в течение 2018 года общее число зарегистрированных организаций-субъектов МСП страны выросло на 1,1 %, индивидуальных предпринимателей – на 2,2% (см. табл. 1).
Таблица 1
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь
Количество субъектов МСП | Годы | 2018/2017 (%%) | |
2017 г. | 2018 г. | ||
микро-, малые и средние организации, единиц в т.ч. | 109971 | 111214 | 101,1 |
средние организации | 2245 | 2237 | 99,6 |
микро- и малые организации | 107726 | 108977 | 101,2 |
микроорганизации | 95854 | 97449 | 101,7 |
малые организации | 11872 | 11528 | 97,1 |
индивидуальные предприниматели, человек | 236138 | 241300 | 102,2 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 16
Как следует из представленных данных, в секторе малого и среднего предпринимательства сохранилась сложившаяся в последние годы тенденция опережающего роста количества микробизнесов.
Так, по итогам 2018 года:
— число микроорганизаций увеличилось на 1,7%;
— количество малых организаций сократилось на 2,9%;
— количество средних организаций сократилось на 0,4%.
В результате, в структуре сектора МСП доля микропредприятий увеличилась с 87,2 % до 87,6 %, соответственно сократилась доля малых предприятий (с 10,8 % до 10,4 %) при том, что доля средних предприятий практически не изменилась.
Численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилась на 0,7% – с 1442,1 тыс. чел. по состоянию на 1 января 2018 г.
до 1,453 тыс. чел. по состоянию на 1 января 2019 г. (см. табл. 2)
Таблица 2
Средняя численность работников микро-, малых и средних организаций, численность ИП и привлекаемых ими наемных лиц
Средняя численность работников тыс. чел. | Темп роста 2018/2017 (в %%) | |||||||
МСП | ИП | Всего | ||||||
г о д ы | ||||||||
2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | МСП | ИП | Всего |
1151,6 | 1158,1 | 290,4 | 294,6 | 1442,1 | 1452,7 | 100,7 | 101,4 | 100,7 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 16
Положительная динамика количества занятых в секторе МСП имела место во всех регионах, за исключением г. Минска и Минской области, где количество занятых в организациях незначительно сократилось, но при этом выросло число ИП и привлекаемых ими работников (см. табл.3).
Таблица 3
Средняя численность работников микро-, малых и средних организаций, численность индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц по областям и г. Минску
тыс. чел.
Регион | Средняя численность работников МСП | ИП и физ. лица, привлекаемые по трудовым и гражданско-трудовым договорам | Темп роста 2018/2017 (в %%) | |||
2017 г. | 2018 г. | 2017 г. | 2018 г. | МСП | ИП | |
Республика Беларусь | 1442,1 | 1452,7 | 290,4 | 294,6 | 100,7 | 101,4 |
Брестская обл. | 183,0 | 185,6 | 41,9 | 45,1 | 101,4 | 107,6 |
Витебская обл. | 140,3 | 143,3 | 27,3 | 27,3 | 102,1 | 100,0 |
Гомельская обл. | 153,4 | 156,2 | 35,1 | 35,6 | 101,8 | 101,4 |
Гродненская обл. | 127,4 | 127,4 | 30,9 | 30,9 | 100.0 | 100,0 |
г. Минск | 466,3 | 465,9 | 82,7 | 83,6 | 99,9 | 101,1 |
Минская обл. | 251,9 | 251,8 | 43,8 | 45,5 | 99,9 | 103,9 |
Могилевская обл. | 119,9 | 122,7 | 28,8 | 29,5 | 102,3 | 102,4 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32
По итогам 2018 года сложились следующие показатели средней численности работников:
— микроорганизации – 3,5 чел.;
— малые организации – 38,5 чел.;
— средние организации – 164,4 чел.
Таким образом, более 87 % организаций сектора МСП обеспечивают работой в среднем 3,5 человека, а средневзвешенная численность занятых
в расчете на одного субъекта по сектору в целом составляет чуть более 10 человек, то есть почти в 1,5 раза ниже предельной численности, установленной для микроорганизации.
При росте численности занятых в сфере индивидуального предпринимательства на 1,4 % – с 290,4 тыс. чел. до 294,6 тыс. чел., как
по стране в целом, так и по всем областям численность физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями, сократилась – с 54,3 тыс. чел. до 53,3 тыс. человек. Наибольшее сокращение имело место в Витебской
и Гродненской областях (см. табл.4).
Таблица 4
Средняя численность работников, привлекаемых ИП областям и г. Минску
тыс. чел.
Регион | Физические лица, привлекаемые ИП по трудовым и гражданско-трудовым договорам | Темп роста 2018/2017 (в %%) | |
2017 г. | 2018 г. | ||
Республика Беларусь | 54,3 | 53,3 | 98,2 |
Брестская обл. | 9,7 | 9,5 | 97,9 |
Витебская обл. | 5,9 | 5,7 | 96,6 |
Гомельская обл. | 8,6 | 8,5 | 98,8 |
Гродненская обл. | 6,7 | 6,5 | 97,0 |
г. Минск | 10,0 | 9,8 | 98,0 |
Минская обл. | 7,2 | 7,1 | 98,6 |
Могилевская обл. | 6,3 | 6,2 | 98,4 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32
Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь не изменился, хотя по отдельным регионам наблюдалась незначительная как положительная, так и отрицательная динамика. Исключение составляет Гродненская область, где при сокращении количества малых и средних предприятий на 1 % их вклад в производство валового регионального продукта увеличился на 17 % (см. табл. 5).
Таблица 5
Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем (валовом региональном) продукте
в % к общереспубликанскому (областному) итогу
Регион | Субъекты МСП | ИП | Темп роста 2018/2017 | ||||
2017 г. | 2018 г. | 2017 г. | 2018 г. | ||||
МСП | ИП | ||||||
Республика Беларусь | 21,6 | 21,6 | 3,0 | 3,0 | 100.0 | 100.0 | |
Брестская обл. | 20,1 | 21,0 | 3,7 | 3,7 | 104,5 | 100,0 | |
Витебская обл. | 15,2 | 15,8 | 2,9 | 2,8 | 103,9 | 96,6 | |
Гомельская обл. | 13,5 | 13,1 | 2,9 | 2,8 | 97,0 | 96,6 | |
Гродненская обл. | 14,7 | 17,2 | 3,2 | 3,1 | 117,0 | 96,9 | |
г. Минск | 37,4 | 37,4 | 4,2 | 4,2 | 100,0 | 100,0 | |
Минская обл. | 28,4 | 28,6 | 3,2 | 3,3 | 100,7 | 103,1 | |
Могилевская обл. | 18,4 | 20,3 | 3,6 | 3,8 | 110,3 | 105.6 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32
Характерной чертой отечественного малого и среднего предпринимательства является неравномерное распределение его субъектов по территории страны: почти 60% организаций МСП и более 45% ИП сосредоточены в Минске и Минской области. Тогда как на каждую из оставшихся пяти областей приходится 7-9% организаций и от 8 до 15% ИП.
На развитие предпринимательской деятельности в регионах были направлены:
Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», предусматривающий установление в сельской местности и малых городских поселениях особых условий налогообложения при осуществлении розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
Указ Президента Республики Беларусь 28 июня 2017 г.№ 227 «Об обеспечении качества и доступности бытового обслуживания», предусматривающий выделение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим бытовые услуги населению, субсидий на приобретение сырья, материалов и комплектующих, приобретение, ремонт транспортных средств и оборудования, строительство объектов бытового обслуживания, расположенных в сельской местности, в том числе их текущий и капитальный ремонт, реконструкцию.
По информации Министерства по налогам и сборам за 2018 год льготами, предусмотренными Указом № 345, воспользовались 1107 субъектов хозяйствования, в том числе 272 юридических лица и 835 индивидуальных предпринимателей. За этот же период от данных субъектов в бюджет поступило налогов на сумму 196,3 млн. рублей (0,8 % от суммы поступлений платежей в консолидированный бюджет за 2018 год), создано 189 новых рабочих мест.
По информации облисполкомов по состоянию на 1 января 2019 г. за период действия Указа № 345 по республике открылось и функционирует 309 объектов торговли, 64 объекта общественного питания и 157 объектов бытового обслуживания.
Динамика развития предпринимательства по регионам страны представлена в таблице 6.
Таблица 6
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по областям и г. Минску
Регион | Микро-, малые и средние организации | ИП | Темп роста 2018/2017 (%%) | |||
2017 г. | 2018 г. | 2017 г. | 2018 г. | МСП | ИП | |
Республика Беларусь | 109971 | 111214 | 236138 | 241300 | 101.1 | 102.2 |
Брестская обл. | 10612 | 10720 | 32215 | 35578 | 101.0 | 110.4 |
Витебская обл. | 8717 | 8829 | 21389 | 21587 | 101.3 | 100.9 |
Гомельская обл. | 9912 | 10000 | 26482 | 27111 | 100.9 | 102.4 |
Гродненская обл. | 8483 | 8397 | 24200 | 24422 | 99.0 | 100.9 |
г. Минск | 42808 | 43853 | 72670 | 73833 | 102.4 | 101.6 |
Минская обл. | 20891 | 20684 | 36642 | 38438 | 99.0 | 104.9 |
Могилевская обл. | 8548 | 8731 | 22540 | 23331 | 102.1 | 103.5 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32
Как видно из таблицы 6, процесс динамики индивидуального предпринимательства по областям шел синхронно, за исключением Брестской (прирост составил 10%) и Минской (прирост – почти 5%) областей. В то же время по количеству зарегистрированных организаций МСП Минская область оказалась в аутсайдерах наряду с Гродненской областью (сокращение на 1 %).
В результате по итогам 2018 года существенных изменений в территориальной структуре сектора МСП не произошло: удельный вес количества организаций МСП г. Минска и Минской области в их общем количестве составил 58%, ИП – 46%.
Наряду со стимулированием развития бизнеса, ряд правовых инициатив был направлен наповышение экономической активности и развитие самозанятости населения. В их числе:
Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц», расширяющий перечень видов деятельности, которые могут выполняться физическими лица без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (дополнительно 12 видов деятельности).
Указ Президента Республики Беларусь от09 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности», предусматривающий расширение перечня видов ремесленной деятельности, которые граждане вправе осуществлять по заявительному принципу
без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в перечень включены все виды творчества, осуществляемые на основе ручного труда).
Указ Президента Республики Беларусь от 09 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма»,закрепляющий право граждан, проживающих в сельской местности и имеющих земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, заниматься агроэкотуризмом без изменения целевого назначения этих земельных участков; расширение перечня дополнительных услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма,
в том числе права проводить презентации, юбилеи, банкеты.
По данным Министерства по налогам и сборам на 1 января 2019 года на учете в налоговых органах республики состояло 38,3 тыс. физических лиц, сообщивших о планах осуществлять деятельность по заявительному принципу. За 2018 год их количество увеличилось на 15,3 тыс. человек, то есть более чем на 65%.
Более четверти самозанятых сосредоточено в сфере продажи на торговых местах продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, домашней выпечки и другой кулинарной продукции. Но втором месте по популярности – парикмахерские и косметические услуги, то есть виды деятельности, характерные для микроорганизаций.
Быстрый рост количества самозанятых в прошлом году был характерен практически для всей страны.
Так, в Минской области единый налог по заявительному принципу уплачивали 4644 гражданина, их количество увеличилось за 2018 год на 72,6%.
В Гродненской области деятельность по заявительному принципу с уплатой единого налога осуществляли в прошлом году 5417 физических лиц (по сравнению с 2017 годом их количество выросло в 1,7 раза или на 2265 человек).
Лидером в этом вопросе стала Могилевская область, где количество самозанятых в 2018 году составило более 1400 человек. По сравнению с уровнем 2017 года их численность увеличилась в 9,2 раза или на 1286 человек.
Количество лиц, занимающихся ремесленной деятельностью, выросло за 2018 год более чем на 23 % и на 1 января 2019 г. составило 36199 человек.
Наибольшее количество ремесленников сосредоточено в Минске и Минской области (35 %). В разрезе регионов лидирует Брестская область (5644 человек). Наименьшее количество ремесленников насчитывается в Могилевской и Гродненской областях (4182 и 4268 человек соответственно).
Таблица 7
Количество ремесленников по областям и г. Минску
чел.
Регион | Количество ремесленников | |
2017 год | 2018 год | |
Всего по республике | 29 381 | 36 199 |
Брестская область | 5 055 | 5 644 |
Витебская область | 3 780 | 4 568 |
Гомельская область | 3 468 | 4 537 |
Гродненская область | 3 517 | 4 268 |
Минская область | 3 375 | 4 472 |
Могилевская область | 3 512 | 4 182 |
г. Минск | 6 674 | 8 528 |
Согласно статистическим данным в 2018 году количество осуществляющих деятельность субъектов агроэкотуризма составило 2054 единицы, что почти на 13 % больше, чем в 2017 году. Сумма, полученная в оплату предоставленных ими услуг по сравнению с 2017 г. выросла на 16,2 % и составила 20,0 млн. рублей.
Также наблюдался существенный рост (на 20,3 %) численности обслуженных туристов – с 351,1 тыс. человек в 2017 г. до 422,3 тыс. человек
в 2018 г. При этом почти 90 % посетителей агроэкоусадеб составляли граждане Беларуси, 7,5 % – граждане Российской Федерации, чуть более 2,5 % –граждане иных государств.
Следует отметить, что 55 % субъектов агроэкотуризма сосредоточены в Минской и Витебской областях, далее следуют Брестская и Гродненская области (28,8 %).
Возможность заниматься бизнесом без регистрации в качестве субъекта предпринимательства привела к переходу наемных работников микроорганизаций и ИП в категорию самозанятых. Это стало одной из причин того, что, несмотря на рост количества микроорганизаций и ИП, численность занятых у них работников сократилась.
Основные выводы:
1. количество организаций-субъектов МСП в 2018 г. увеличилось на 1,1 % и составило на 1 января 2019 г. 111,2 тыс. ед.; количество индивидуальных предпринимателей увеличилось за тот же период на 2,2 % и составило соответственно 241,3 тыс. чел.;
2. в структуре сектора МСП доля микропредприятий увеличилась с 87,2 % до 87,6 %, соответственно сократилась доля малых предприятий (с 10,8 % до 10,4 %), доля средних предприятий практически не изменилась;
3. численность занятых в секторе МСП увеличилась на 0,7 % – с 1,15 млн. чел. на 1 января 2018 г. до 1,16 млн. чел. на 1 января 2019 г.
При этом средняя численность работников организаций составила:
— микроорганизации – 3,5 чел.;
— малые организации – 38,5 чел.;
— средние организации – 164,4 чел.;
4. численность физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями по трудовым и гражданско-трудовым договорам, сократилась почти на 2 % (с 54,3 тыс. чел. до 53,3 тыс. чел.);
5. при этом существенно увеличилось количество самозанятых, в том числе:
— осуществлявших деятельность по заявительному принципу – более чем на 65 %;
— осуществляющих деятельность субъектов агроэкотуризма – почти на 13 %;
— занимающихся ремесленной деятельностью – более чем на 23 %;
6. удельный вес субъектов МСП в производстве валового внутреннего продукта не изменился.
Таким образом, результаты анализа свидетельствуют, что в 2018 году в секторе МСП наметилась тенденция позитивных количественных изменений. Но при этом какой-либо
Источник: ced.by
Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.