Если Россия хочет строить цифровую экономику, ей нужны технопарки, IT-кластеры. Без этого существенных результатов не добиться. Примерно такова суть заявлений многих отечественных государственных деятелей, крупных бизнесменов, основателей высокотехнологичных стартапов.
Это, действительно, так. Технопарки нам очень нужны. Но – правильно организованные, с грамотно поставленными ещё на этапе планирования целями и задачами, и, что очень важно, правильно размещённые.
Для начала стоит разобраться с определениями.
Что такое IT-кластер
Формулировка «IT-кластер» стала в последнее время модной, оно звучит с экранов, со страниц деловой прессы, мы его постоянно слышим в речи чиновников. А, что это, собственно, такое? И есть ли отличие IT-кластера от технопарка?
В классическом научном понимании «кластер — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами». Ключевые для понимания нашей темы понятия здесь – «однородные элементы» и «самостоятельная единица».
То есть, успешный IT-кластер – это среда, которая сочетает в себе такие элементы, которые позволяют успешно расти и развиваться IT-проектам, использующим эту среду.
Классическим примером успешного IT-кластера считается Кремниевая долина. Интересно, что зародился этот кластер едва ли не стихийно – все началось с инициативы студентов, инженеров и преподавателей Стэнфорда.
Затем представителям IT-индустрии, для которых жёсткая привязка к офису не так уж важна, понравился мягкий климат в сочетании с развитой инфраструктурой, и команды технологических проектов стали перебираться в Долину одна за другой. На это изменение обстановки тут же отреагировал сервисный бизнес. В итоге получилась питательная среда, которая позволяет обмениваться идеями, использовать мощности других команд, заключать соглашения и выстреливать работающими бизнес-идеями.
Пример несколько иного подхода – китайский кластер Чжунгуаньцунь, здесь при организации вовсю использовались административные возможности Китая, да и возник он на базе научного городка. Но эффективное использование государственных возможностей, хорошей репутации академического центра и грамотная реакция на нужды рынка привели к тому что, сейчас в китайской «кремниевой долине» базируется около 8000 компаний и предприятий. Более половины работает в сфере высоких технологий.
Россия тоже строит собственные кластеры, правда, у нас больше прижилось определение «технопарк», но идея этих центров та же – создать питательную среду для высокотехнологичных проектов и повысить коммерциализацию разработок. Заметим, что с последним пунктом дела у нас обстоят пока не слишком успешно, но об этом ниже.
Идея сама по себе совершенно правильная.
Зачем объединяться?
Надо сказать, поначалу сама идея создания центров, где станут базироваться компании, отдельные специалисты и научные проекты из одной области, казалась не слишком жизнеспособной.
А как же конкуренция, бизнес-шпионаж, переманивание кадров и множество других проблем, которые сопровождают любой бизнес «переднего края»?
Оказалось, плюсы перевешивают. Грамотно организованная площадка создаёт уникальные возможности и для обмена идеями, и для неформального общения, и для развития сопутствующего бизнеса. Грубо говоря – хорошие мозги привлекают хорошие деньги.
Недаром, расцвет Кремниевой долины связывают не только с концентрацией успешных стартапов, но и с деятельностью венчурных инвесторов.
Парковые кадры – подготовка и развитие
Правильно организованная инфраструктура позволяет реализовать еще одно очень важное для IT-бизнеса направление – качественное обучение персонала. Высокая концентрация специалистов, уже имеющих хорошую подготовку, привлекает внимание и серьёзных учебных заведений, и крупных компаний.
Так появляются новаторские методы обучения, ориентированные на практическое использование полученных знаний для коммерчески привлекательных проектов. На площадку с хорошо отлаженной инфраструктурой и отзывчивой аудиторией пикируют крупные компании. Они всегда заинтересованы в квалифицированных кадрах, которые не надо обучать «с нуля».
Поэтому в каждом реально действующем технологическом кластере действуют различные образовательные программы как крупных университетов, так и IT-компаний. Например, в индийский Картатак тут же пришли образовательные и исследовательские центры Sun, Cisco, Google, Microsoft.
У нас ситуация схожая. Например, еще в 2016 году компания «Яндекс» и министерство образования и науки Калужской области на базе КГУ им. К.Э. Циолковского открыли Яндекс-лицей, куда отбирали калужских школьников и на бесплатной основе начали обучение основам программирования на языке Python. С 2017 года началось бесплатное обучение уже в IT-центре компании «Калуга Астрал» и в Обнинске — в одном из развивающих центров «Академия Технолаб».
Сейчас этот метод обучения с погружением в живую технологическую среду применяют и для школьников. Достаточно вспомнить детские технопарки «Кванториум», одна из объявленных задач которых – растить кадры для российской инновационной экономики.
В любом случае, обучение в технопарке имеет ряд существенных особенностей, которые специалист затем может грамотно использовать, выстраивая карьеру. Учёба происходит в среде живого общения команд, которые могут тут же на практике применить полученные знания. В обучении участвуют специалисты-практики крупного IT-бизнеса, и их курсы выстроены с учетом нужд собственной компании и рынка в целом. То есть человек получает тот багаж знаний, который точно будет востребован в ближайшие годы. Это даёт возможность сразу же участвовать в инновационных разработках, изначально ориентированных на рыночное применение, коммерциализацию.
Место рождения — технопарк
Надо сказать, что с коммерциализацией разработок пока гораздо лучше дела обстоят в западных кластерах. По некоторым данным, в европейских странах уровень коммерциализации НИОКР – около 65%. В России этот показатель на уровне 5%, что, конечно, неудовлетворительно.
При этом технологические кластеры показывают себя прекрасной средой для появления инновационных продуктов и подходов в самых разных областях. Так, даже при показателе коммерциализации в 5% только московские технопарки производят, например, полупроводниковые и твердотельные лазеры, лазерные гироскопы и навигационные приборы на их основе. Поставки идут в Индию, Австралию, Китай и Израиль. Готовы запустить в серию установки для очистки воды из открытых водоёмов, производится энергосберегающая осветительная техника.
Разрабатывают и софт мирового уровня. Например, резидентом технопарка «Отрадное» стала известная и в России, и на международном рынке компания ABBYY, которая разрабатывает программы для интеллектуальной обработки информации и лингвистики.
О том, какие инновационные проекты и разработки рождались в западных IT-кластерах говорить можно долго. Достаточно упомянут, что первым успешным проектом Кремниевой долины стала компания Hewlett-Packard, именно там надо искать корни Facebook, Yahoo, Tesla Motors.
Надо сказать, сейчас акцент разработок в IT-кластерах по всему миру смещается. Это логично, поскольку меняется само понятие высоких технологий. Сегодня повышенное внимание IT-бизнесменов и финансистов привлекают такие области, как медицина нового поколения, в том числе, телемедицина, робототехника, дополненная реальность, и многие, многие другие.
Стартапам – в технопарк
Неудивительно, что значительная часть стартапов старается сейчас разместить ядро своей команды, или всю команду, в технопарке. Причем, тренд это общемировой, и тут Россия абсолютно на одной волне с Западом.
Причин – множество. Можно начать с того, что здесь гораздо продуктивнее идёт процесс взаимного опыления идеями и достаточно легко найти не только конкурентов (а конкуренция в кластерах большая), но и единомышленников, или уникальных специалистов.
Что немаловажно – здесь проще установить контакт с венчурными инвесторами, понимающими специфику вашего проекта.
Еще один существенный аргумент для стартапов – бизнес-инкубаторы, которые действуют в подавляющем большинстве IT-кластеров. Только в России сейчас их насчитывается более 200, и все они так, или иначе связаны с технопарками.
Наконец, многие команды привлекают различные льготные условия, которые предоставляют инновационным командам российские технопарки и возможность получить здесь весь необходимый спектр услуг – от льготной аренды площадей и услуг бухгалтерии, до возможности разместить собственное производственное, или лабораторное оборудование. Например, в Москве резиденты технопарков могут получить субсидии на компенсацию затрат на приобретение и лизинг оборудования (до 15% от стоимости), компенсацию процентов по кредиту, а также налоговые льготы — снижение налогов на прибыль, аренду земли и обнуление налога на имущество.
Российские технопарки — что дальше?
Сегодня понятие «технопарк» и для бизнеса, и для государства перешло из разряда модного словечка в обозначение вполне конкретных объектов финансирования и потенциального средства развития бизнеса и экономики страны в целом.
Об этом говорят и сухие цифры статистики, и заголовки новостей.
Так, в 2018 году уже прошел второе чтение законопроект о налоговых льготах для инновационных центров, а комитет Совета Федерации поддержал закон о промышленных технопарках. 15 основных российских техно- и индустриальных парков до 2019 годах получат от государства 6,8 млрд рублей на развитие инфраструктуры. Явный упор сделан на развитие технопарков в регионах, а это говорит о том, что будут создаваться и новые рабочие места, причем, в несырьевых секторах экономики.
Явно будет развиваться и опыт создания технопарков на базе российских университетских центров, поскольку Россия стремиться поднять престиж отечественного образования на мировой арене.
Всё большее внимание технопаркам уделяют в регионах. Например, по сообщению ДВ — РОСС со ссылкой на пресс-службу ДВФУ, недавно технопарк «Русский» в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) вошел в международную Ассоциацию азиатских технопарков (Asian Science Parks Association, ASPA). Такое решение было озвучено на XXII конференции ASPA, которая 4-5 октября прошла в ДВФУ. Технопарк «Русский» принят в ASPA третьим в России после научных парков «Сколково» и «Якутия».
А в Крыму есть планы использовать для создания полноценного IT-кластера знаменитую севастопольскую башню бывшего КБ Радиосвязи, где уже создаётся полноценная высокотехнологичная инфраструктура для первого крымского кластера «ИТ КРЫМ».
По результатам проведения Национального конкурса «Предприниматель года» в 2022 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 2022 г. № 655 определены его победители. В номинации «Успешный старт»: общество с ограниченной ответственностью «Европейский технологический сервис», Брестская область; общество с ограниченной ответственностью «Смартика», г. Гомель; общество с ограниченной ответственностью «Тонгер спедишн», г. Минск; общество с ограниченной ответственностью «Фаст Трансмишэн […]
В новом году Глобальной сети специалистов и организаций в сфере кластерного развития и инновационных экосистем (TCI Network) исполняется 25 лет. За время своей деятельности в качестве вдохновителя, просветителя и объединителя, сеть ТСI смогла расширить свое влияние на 140 стран и вовлечь в совместную работу более 15000 представителей правительственных ведомств, кластерных организаций, научных учреждений, высокотехнологичных компаний, […]
Национальное агентство инвестиций и приватизации инициировало пилотный проект по созданию сети индустриальных парков в промышленных городах республики, который поможет зарубежным и отечественным инвесторам быстро открыть бизнес в Беларуси. На форуме «Неделя бизнеса-2022» начальник отдела регионального развития Алексей Половиков презентовал проект представителям малого и среднего бизнеса — потенциальным резидентам парков. Сеть индустриальных парков покроет города […]
Яркое международное событие ожидает нас этой осень! Международная ассоциация TCI Network проводит очередную глобальную конференцию для представителей правительственных ведомств, кластерных организаций, научных учреждений, высокотехнологичных компаний, специализирующихся в сфере кластерной политики и развития конкурентоспособности. 25-я Глобальная конференция TCI Network «Устойчивые кластеры для расширяющихся возможностей сотрудничества и инклюзивного воздействия» 9-11 ноября 2022 г., Дурбан, ЮАР В […]