В странах Западной Европы и Северной Америки первые кластеры возникли естественным путем – в результате рыночных процессов. Ключевой аспект их образования – «выгодность» более тесного взаимодействия участников, которая объясняется снижением ряда издержек и возникновением положительных обратных связей, обеспечивающих интенсивное развитие всех субъектов, связанных производственными отношениями в рамках кластера.
В результате такого взаимодействия обеспечивается оптимизация производственного процесса, снижаются либо вообще убираются лишние трансакционные издержки внутри технологической цепочки, а поддерживающая инфраструктура нацеливается на наиболее экономически эффективное обслуживание самого производства.
Современное понимание кластера в значительной мере трансформировалось. Основу кластеризации сегодня составляют технологические компетенции, позволяющие решать определенный класс производственных задач. Имплементация данных компетенций в сектора экономики обеспечивает их стремительную качественную эволюцию, а также приводит к появлению новых производств и даже сфер деятельности.
Кроме того, с развитием Интернета изменяется тип и инструменты связей и сетей субъектов хозяйствования, что также изменяет и подходы к определению понятия и сущности кластера.
Поэтому масштабное исследование ОЭСР, проведенное в 1999 г. и посвященное развитию кластеров, показало, что в разных странах понятие данной формы организации производства существенно различается – от цепочек создания добавленной стоимости до инновационных систем.
Поэтому возможности и перспективы кластеризации экономики в существенной мере определяются уровнем развития малого и среднего предпринимательства, технико-технологическим потенциалом его субъектов, способностью интегрироваться в производственные цепочки, налаживать кооперационное сотрудничество как между собой, так и с крупными компаниями-лидерами.
В Республике Беларусь в течение ряда последних лет в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) наблюдаются существенные позитивные изменения.
Так, количество субъектов МСП за последние десять лет увеличилось почти на 18 % и составило на 1 января 2019 г. более 352 тыс. единиц. При этом количество организаций увеличилось более чем в 1,4 раза, а индивидуальных предпринимателей (ИП) – в 1,1 раза.
Увеличился и удельный вес субъектов МСП в основных экономических показателях страны – на долю данного сектора сегодня приходится 24,6 % ВВП и более трети занятых в экономике (с учетом ИП и физических лиц, привлекаемых ими по трудовым и гражданско-трудовым договорам этот показатель составит 40,7 %).
Тем не менее, несмотря на довольно динамичный рост числа субъектов МСП, их вклад в экономику страны остается пока существенно ниже уровня промышленно развитых стран, где доля данного сектора в производстве ВВП и обеспечении занятости колеблется в пределах от 50 до 80 %.
В структуре сектора МСП Беларуси наибольший удельный вес занимают микропредприятия – почти 87 %; доля малых предприятий составляет чуть более 10 %, а на долю средних приходится 2 %.
Поскольку численность занятых на одном микропредприятии составляет в среднем 4 человека, говорить о каких-либо серьезных производственных возможностях отечественного малого бизнеса не приходится. Как следствие, характерными чертами отечественного предпринимательского сектора является сосредоточение его субъектов преимущественно в сфере мелкой торговли, слабое развитие бизнеса в производственном секторе.
Так, по состоянию на 1 января 2019 г. количество субъектов МСП занятых в сфере оптовой и розничной торговли составило 40135 единиц или 36.1% от общего количества данного сектора. При этом количество средних, микро- и малых организаций по основному виду экономической деятельности «Промышленность» составило 15405 единиц или 13,9 % от общего количества субъектов МСП. К сожалению, такая тенденция сохраняется на протяжении ряда последних лет.
Это является одной из причин незначительной практики привлечения крупными предприятиями субъектов МСП для выполнения заказов и работ, выполнения обеспечивающих и обслуживающих функций и, как следствие, низкого уровня организационно-технологической реструктуризации отечественной промышленности.
Большинство крупных промышленных предприятий нашей страны, представляют собой «полунатуральные хозяйства», концентрирующие все элементы производственной цепочки. Более того, входящие в состав концернов или курируемые соответствующими министерствами, крупные предприятия, в принципе, не заинтересованы в развитии аутсорсинга и субконтрактных отношений, освобождении от непрофильных активов и подразделений, поскольку это может привести к снижению их объемных показателей и количеству занятых.
Ситуация усугубляется также наличием различного рода формальных и неформальных ограничений органов государственного управления на сотрудничество подведомственных субъектов хозяйствования с частными предприятиями.
Поэтому, как показывает имеющийся небольшой опыт применения механизма субконтрактации, малые специализированные предприятия, выполняющие работы для крупных заказчиков на контрактной основе, находятся в неравноправном, зачастую невыгодном положении вследствие создания неоправданно жестких условий их работы, навязывания обязательств по резервированию значительного объема производственных мощностей или установлению неприемлемых условий оплаты.
Ведомственный подход лежит и в основе распределения материальных и финансовых потоков. Частные же предприятия, как правило не имеющие ведомственной подчиненности, традиционно воспринимаются не как партнеры, а как конкуренты.
Это создает существенные ограничения как для реализации потенциала действующих малых частных предприятий в сфере специализации отдельных производств, осуществления инновационных разработок и т.д., так и для качественного развития крупных производств, их быстрой переориентации на постоянно изменяющиеся потребности рынка.
Инфраструктурные задачи, например, в сфере логистики, материального обеспечения, информационного менеджмента, коммуникационного сервиса и учета передаются специализированным сервисным центрам для достижения экономии за счет масштаба. Осуществляется четкая дифференциация между основными и неосновными задачами. Неосновные задачи в рамках аутсорсинга либо ауттаскинга передаются внешним партнерам (подрядчикам), которые являются специалистами в соответствующей сфере.
Цель такой реструктуризации заключается в том, чтобы вся организация почувствовала дыхание рынка и конкуренции. Только за счет сокращения бюрократических структур и процессов крупные предприятия могут добиться маневренности, которая позволит им успешно оперировать в сложно предсказуемой и нестабильной рыночной среде.
Источник: Фитен Р. Стратегии успеха малых и средних промышленных предприятий в условиях глобальной экономической интеграции // Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития в Беларуси. – Минск: УП «Интегралполиграф», 2016, с. 6
В условиях глобализации, когда специализация и кооперация производства, вышедшая за пределы отдельных стран и регионов, стала, ведущим фактором повышения конкурентоспособности, белорусские предприятия постепенно теряют свои позиции не только на внешних, но и на внутреннем рынке. В последние годы многие их них функционируют во многом благодаря лишь государственной поддержке.
Поэтому для появления кластеров в Беларуси необходимо:
Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.