Идеи — главный источник развития страны
Сегодня на повестке дня экономика не экономная и не сырьевая — креативная! Что это такое? Палитра разнообразных активностей, в которых главный заработок приносит творческая деятельность и управление правами на интеллектуальную собственность. К креативным индустриям относятся, например, музыка, дизайн, фотография, исполнительское искусство, архитектура, кино и анимация, мода, IТ и видеоигры, реклама.
Резонно у государства возникает желание усилить креативный сектор. Однако это благое намерение оказывается не так просто воплотить в жизнь. Почему? Дело в том, что креативные индустрии отличаются от других видов экономической деятельности крайним разнообразием и зачастую неуловимостью для официальной статистики. От искусства и индивидуального мастерства до высоких технологий и массовых рынков, от доминирования государства и крупных игроков до секторов почти исключительного присутствия малых компаний и физических лиц, от культурного наследия до промышленности — все это территория креативной экономики. Представьте, много ли общего у балерины и айтишника? Подобная разнородность порождает множество трудностей — как все это поддерживать в 85 субъектах Российской Федерации?
Чтобы не быть голословными, давайте посмотрим, как определены в стратегических документах установки на развитие креативных индустрий и в какой мере они находят воплощение в экономической политике государства.
В действующей Стратегии пространственного развития России установлены отрасли «эффективной специализации» для всех регионов страны (за исключением Москвы). В этом документе каждому региону вменены те или иные специализации. Подавляющее большинство таких предписанных специализаций составляют отрасли промышленности. Несколько реже встречаются добыча природных ресурсов и сельское хозяйство. Сфера услуг ограничена туризмом, информационными технологиями, наукой, здравоохранением, транспортировкой и хранением. Конкретные креативные индустрии оказываются вне перечня эффективных специализаций, рекомендуемых для поддержки в регионах.
Приоритеты региональных властей лучше всего искать в официальных стратегиях субъектов Российской Федерации. По нашим расчетам, в число самых популярных приоритетов вошли пищевая промышленность, тяжелое машиностроение, строительство и строительные материалы, туризм, сельское хозяйство, добыча и транспортировка нефти и газа. Можно констатировать, что и на уровне регионов креативные индустрии пока что не воспринимаются как реальный приоритет экономической политики.
Можно предположить, что игнорирование в качестве приоритетов политики на федеральном и региональном уровне креативных индустрий связано с их объективной слабостью и фактическим отсутствием креативных специализаций у российских регионов. Однако наши расчеты подводят к выводу, что по крайней мере в 21 субъекте РФ хотя бы одна из пяти креативных индустрий (звукозапись, издательское дело, дизайн и маркетинг, киноиндустрия, культура, ювелирные изделия) относится к отраслям специализации высокого уровня развития. Более 70% занятых в индустрии звукозаписи находятся в Москве и Калужской области, больше 40% в ювелирной индустрии с локализацией в Костромской области и еще 13% — в Смоленской. Почти пятую часть сферы культуры аккумулировали столицы — Москва и Санкт-Петербург. В Москве сконцентрировано больше половины всей российской киноиндустрии и почти четверть издательского дела, дизайна и маркетинга.
Мы видим три возможных подхода к развитию креативных индустрий, которые вытекают из особенностей данного сектора.
Во-первых, креативная экономика — это во многом экономика звезд, или, как ее называет автор теории креативного класса Ричард Флорида, экономика по принципу «победитель получает все». Именно звездные участники — мировые бренды, известные личности и крупнейшие корпорации — получают основные выгоды, привлекают других креативных игроков и вносят вклад в экономическое развитие территории.
Важно с самого начала как можно точнее определить текущих или растущих звезд, имеющих потенциал к масштабированию и способных оказать значимое влияние на экономическое развитие территории. Как показывает опыт третьего в мире по размеру выручки разработчика мобильных игр — компании Playrix, переехавшей из Вологодской области в Дублин, а также регулярно покидающих Россию компаний-единорогов, системная работа со звездными компаниями и командами у нас пока не налажена. Их невозможно увидеть ни в статистике, ни воочию — ведь в отличие от промышленности звезды креативного сектора редко обрастают заводами и крупной недвижимостью. Хорошим решением является анализ международных баз данных, платформ, рейтингов и наград. Например, наибольшее количество признанных модных брендов торгуются на платформе FARFETCH и принимают участие в одной из четырех мировых недель мод (Париж, Милан, Лондон и Нью-Йорк). О коммерческом и творческом успехе кинокартины объективно можно судить на основе онлайн-агрегаторов, оценок IMDb и Rotten Tomatoes, а также результатов участия в 15 главных ежегодных международных кинофестивалей.
Вторая особенность — значительная доля неформального сектора, молодость и мобильность креативных индустрий, которые до сих пор ограниченно отражаются в официальной статистике. Например, мы постарались как можно точнее измерить креативную экономику столицы на основании различных доступных, в том числе альтернативных, источников. Наши результаты показали, что в Москве в сфере креативной экономики действуют более 100 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих годовую выручку более 3 трлн руб. Оказалось, что по вкладу в столичную экономику творческий сектор более чем в 1,5 раза опережает даже столь масштабную отрасль, как строительство! При этом более 40% индивидуальных предпринимателей в креативных индустриях Москвы были зарегистрированы менее трех лет назад.
Чтобы сделать креативный сектор прозрачным, необходимы положительные стимулы вести дела вбелую и сотрудничать с государством. Среди них могут быть цифровые платформы с эксклюзивными сервисами, доступ к креативным пространствам, инфраструктуре и специализированному оборудованию, расширение форматов поддержки, опробованных в сфере инноваций (акселераторы, гранты, площадки для апробации нововведений, государственные закупки и др.).
Третья особенность креативных индустрий — высокий уровень проникновения в традиционные отрасли. Наши расчеты показали, что 54,6% творческих работников Москвы заняты в промышленности и других секторах экономики города. Другими словами, креативный сектор распадается на две большие части: собственно креативные индустрии и креативные профессии в рамках «некреативных» отраслей. Важно не забывать про вторую часть, ведь от креативной интенсивности традиционных отраслей во многом зависит их конкурентоспособность в современной экономике. Такая поддержка может включать субсидирование расходов на промышленный дизайн, совместные проекты на стыке креативных и традиционных отраслей, формирование сообществ креативных профессионалов в традиционных отраслях, разработку специализированных сервисов для физических лиц по профессиональному развитию и бизнес-навыкам.
Творческие индустрии могут внести огромный вклад в экономику как отдельных регионов, так и всей страны. Но пока креативный сектор выглядит «черным ящиком». Чтобы сделать креативную экономику измеримой и в какой-то мере управляемой, необходимы не только более точные инструменты статистического измерения, но в первую очередь партнерское отношение со стороны государства к даже самым небольшим ее представителям.
Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these cookies, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may have an effect on your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.