CLUSTERLAND
Системные условия развития МСП: развитие процессов саморегулирования экономики
Для генерации и динамичного развития малого и среднего предпринимательства необходимы следующие системные условия:
  • стабильная кредитно-денежная, валютная и фискальная политика, обеспечивающая субъектам бизнеса возможность расширенного воспроизводства и накопления капитала для инвестирования и развития;
  • ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов и развитие саморегулирования предпринимательской деятельности;
  • стимулирование и поддержка приоритетных направлений и сфер деятельности;
  • готовность населения к занятию бизнесом, наличие знаний в области открытия и ведения собственного дела.

Решение проблемы снижения административного давления на бизнес, обеспечения стабильных законодательно-правовых условий для реализации частной инициативы граждан лежит в плоскости дальнейшей либерализации экономики и сокращения регулятивных функций государства.

Поэтому Директивой Президента Республики Беларусь 31.12.2010 г. № 4, а также Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 г. № 7 в качестве важного принципа взаимодействия государства и бизнеса определен принцип саморегулирования предпринимательской деятельности и сокращения вмешательства государственных органов и организаций в экономические процессы.

Как показывает мировой опыт, саморегулирование бизнеса может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учет интересов участников рынка.
При этом оперативное вмешательство государства заменяется нормативным правовым регулированием и контролем за соблюдением норм законодательства создаваемыми саморегулируемыми организациями.

Поскольку многие сферы деятельности требуют узкопрофессионального подхода, именно «взгляд изнутри» позволяет обеспечить возможность принятия действительно адекватных потребностям отрасли норм и требований, тем самым обеспечивая стабилизацию условий для экономической деятельности субъектов.
Таким образом, профессиональное и предпринимательское сообщества в условиях саморегулирования приобретают возможность влияния на деятельность и решения государственного регулятора, выстраивать практику урегулирования требующих вмешательства вопросов.

Развитие саморегулирования создает предпосылки для комплексного решения двух взаимосвязанных задач:
  • формирование института квалифицированного системного оппонирования и механизма консультаций с организованными представителями интересов предпринимательского и профессионального сообщества, повышения прозрачности отношений государства и бизнеса;
  • сужение поля для усмотрения чиновников и сокращения бюрократических барьеров, реального расширения диапазона управленческого воздействия и повышения его эффективности.
Для развития процессов саморегулирования экономики в Республике Беларусь необходимо:
  • во-первых, формирование институциональных условий;
  • во-вторых, выработка и внедрение механизмов создания и функционирования саморегулируемых организаций.

Формирование институциональных условий предполагает, прежде всего, законодательное определение процедур взаимодействия государственных органов и организаций саморегулирования. Требуется разработка и принятие закона о саморегулируемых организациях, в котором должны быть определены:

• общие принципы саморегулирования;
• способы и пределы разграничения функций государства и сфер саморегулирования;
• правовое определение «саморегулируемой организации»;
• принципы и способы отражения специфических особенностей саморегулирования профессиональной деятельности в различных сферах в рамках специальных (отраслевых) законах.

Одновременно необходимо развитие отраслевого законодательства, предполагающего передачу функций государственных органов организациям саморегулирования, а именно: нормативное закрепление отказа от государственного регулирования и, в случае делегированного саморегулирования, закрепление прав, обязанностей и ответственности соответствующих организаций. То есть, требуется определение функций и полномочий организаций саморегулирования в отраслевом законодательстве.
При этом в целях снижения возможности возникновения негативных последствий от введения делегированного саморегулирования необходимо предусмотреть четкое распределение прав и обязанностей между организациями саморегулирования и государственными органами в целях исключения возможности «двойного регулирования» определенной сферы.

Необходимо также установление конкретных условий государственного вмешательства в деятельность организации саморегулирования, а также прямого запрета на определенные действия организации саморегулирования, которые могут ограничить конкуренцию, в том числе путем создания барьеров входа на рынок.
На законодательном уровне должны быть закреплены требования по транспарентности и информационной открытости саморегулируемых организаций, включая данные о составе членов организации, предъявляемых к ним требованиях, санкциях, системе разрешения споров, результатах рассмотрения жалоб и др.
Институциональная среда функционирования саморегулируемых организаций включает также стандарты по разрешению споров с аутсайдерами и по возможным формам участия третьих лиц в функционировании организаций саморегулирования и в мониторинге за их деятельностью
.

Следующим шагом должна стать поэтапная замена государственного регулирования на саморегулирование бизнеса в отдельных сферах.

При этом следует исходить из того, что саморегулирование как схема наиболее оптимальна в тех отраслях, которые:
  • не порождают значительных негативных социальных затрат;
  • решаемые вопросы имеют преимущественно технический характер;
  • в отрасли существуют сильные стимулы самоконтроля субъектов за соблюдением правил деятельности.

По мере накопления опыта применения механизмов саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, подходы, предполагающие замену государственных регулирующих и контрольно-надзорных функций механизмами стандартизации и контроля, реализуемых силами профессионального сообщества, становятся все более востребованными. Это находит отражение в законодательном закреплении института саморегулирования во все новых и новых сферах экономической деятельности.

Для продвижения идеи саморегулирования необходима активная государственная политика, направленная на просвещение профессионального сообщества и поддержку институтов саморегулирования. Требуется реализация крупномасштабной просветительской кампании, включающей информацию о целях, условиях и преимуществах саморегулирования, рассчитанной не только на бизнес и государственных служащих, но и на широкую общественность.

Основное внимание при формировании активной государственной политики должно уделяться следующим аспектам:
  • развитие саморегулирования (в наиболее эффективных формах) выгодно не только бизнесу и государству, но и всему обществу;
  • организация саморегулирования, взявшая на себя некоторые регулирующие функции государства, при этом не становится дополнительным контрольно-надзорным органом, а, напротив, служит интересам бизнеса при соблюдении необходимых стандартов;
  • государство отказывается от возможно избыточного вмешательства в определенную сферу только в том случае, если бизнес в состоянии самостоятельно организовать и поддерживать эффективное функционирование механизмов, обеспечивающих высокие стандарты профессиональной деятельности, взаимоотношений со стейкхолдерами, разрешения споров. В случае если бизнес не расположен к принятию дополнительных обязательств, государство не может оставить без внимания эту сферу деятельности бизнеса.
Формирование механизмов создания и функционирования саморегулируемых организаций включает:
  • создание стимулов для развития добровольного саморегулирования<;Такими стимулами могут быть:• упразднение или упрощение определенных видов контроля при создании организаций саморегулирования (например, лицензионный контроль и т.п.);• включение в состав затрат сумм членских взносов в организации саморегулирования; • расширение списка возможных гарантий соблюдения интересов третьих лиц, например, путем страхования профессиональной ответственности, создания страховых или гарантийных фондов и т.д.
  • совершенствование конкурентного законодательства в части контроля за деятельностью бизнес-объединений, в том числе организаций саморегулирования.Особое внимание при этом следует уделить организациям, которым предусматривается передача полномочий по допуску на рынок.

Кроме того, все проекты отраслевых нормативных актов, предполагающих передачу каких-либо полномочий организациям саморегулирования, в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет воздействия на конкуренцию.

Таким образом, развитие саморегулирования должно стать важной составной частью политики, направленной на оптимизацию государственного вмешательства в экономическую деятельность. Благоприятные условия для развития предпринимательства и частного бизнеса должны создаваться как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и через создание стимулов для формирования профессиональных сообществ, основанных на принципах саморегулирования и самоорганизации и обеспечивающих выработку соответствующих стандартов, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам, и применение механизма контроля за соблюдением установленных ими требований.
Это обеспечит формирование стабильной и прозрачной нормативно-правовой среды, всякие изменения которой будут предсказуемы и обусловлены объективными экономическими требованиями.

подробнее здесь

Лучшие практики
Бизнес-инкубатор начал работу в Кричеве

Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.

07 декабря 2018
+
Ваши персональные данные полностью защищены.
The text is translated using Google translate.
Авторизация
Вход
*
*

Connect with:




Регистрация
*
*
*
Генерация пароля