Решение проблемы снижения административного давления на бизнес, обеспечения стабильных законодательно-правовых условий для реализации частной инициативы граждан лежит в плоскости дальнейшей либерализации экономики и сокращения регулятивных функций государства.
Поэтому Директивой Президента Республики Беларусь 31.12.2010 г. № 4, а также Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 г. № 7 в качестве важного принципа взаимодействия государства и бизнеса определен принцип саморегулирования предпринимательской деятельности и сокращения вмешательства государственных органов и организаций в экономические процессы.
Как показывает мировой опыт, саморегулирование бизнеса может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учет интересов участников рынка.
При этом оперативное вмешательство государства заменяется нормативным правовым регулированием и контролем за соблюдением норм законодательства создаваемыми саморегулируемыми организациями.
Поскольку многие сферы деятельности требуют узкопрофессионального подхода, именно «взгляд изнутри» позволяет обеспечить возможность принятия действительно адекватных потребностям отрасли норм и требований, тем самым обеспечивая стабилизацию условий для экономической деятельности субъектов.
Таким образом, профессиональное и предпринимательское сообщества в условиях саморегулирования приобретают возможность влияния на деятельность и решения государственного регулятора, выстраивать практику урегулирования требующих вмешательства вопросов.
Формирование институциональных условий предполагает, прежде всего, законодательное определение процедур взаимодействия государственных органов и организаций саморегулирования. Требуется разработка и принятие закона о саморегулируемых организациях, в котором должны быть определены:
• общие принципы саморегулирования;
• способы и пределы разграничения функций государства и сфер саморегулирования;
• правовое определение «саморегулируемой организации»;
• принципы и способы отражения специфических особенностей саморегулирования профессиональной деятельности в различных сферах в рамках специальных (отраслевых) законах.
Одновременно необходимо развитие отраслевого законодательства, предполагающего передачу функций государственных органов организациям саморегулирования, а именно: нормативное закрепление отказа от государственного регулирования и, в случае делегированного саморегулирования, закрепление прав, обязанностей и ответственности соответствующих организаций. То есть, требуется определение функций и полномочий организаций саморегулирования в отраслевом законодательстве.
При этом в целях снижения возможности возникновения негативных последствий от введения делегированного саморегулирования необходимо предусмотреть четкое распределение прав и обязанностей между организациями саморегулирования и государственными органами в целях исключения возможности «двойного регулирования» определенной сферы.
Необходимо также установление конкретных условий государственного вмешательства в деятельность организации саморегулирования, а также прямого запрета на определенные действия организации саморегулирования, которые могут ограничить конкуренцию, в том числе путем создания барьеров входа на рынок.
На законодательном уровне должны быть закреплены требования по транспарентности и информационной открытости саморегулируемых организаций, включая данные о составе членов организации, предъявляемых к ним требованиях, санкциях, системе разрешения споров, результатах рассмотрения жалоб и др.
Институциональная среда функционирования саморегулируемых организаций включает также стандарты по разрешению споров с аутсайдерами и по возможным формам участия третьих лиц в функционировании организаций саморегулирования и в мониторинге за их деятельностью.
Следующим шагом должна стать поэтапная замена государственного регулирования на саморегулирование бизнеса в отдельных сферах.
По мере накопления опыта применения механизмов саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, подходы, предполагающие замену государственных регулирующих и контрольно-надзорных функций механизмами стандартизации и контроля, реализуемых силами профессионального сообщества, становятся все более востребованными. Это находит отражение в законодательном закреплении института саморегулирования во все новых и новых сферах экономической деятельности.
Для продвижения идеи саморегулирования необходима активная государственная политика, направленная на просвещение профессионального сообщества и поддержку институтов саморегулирования. Требуется реализация крупномасштабной просветительской кампании, включающей информацию о целях, условиях и преимуществах саморегулирования, рассчитанной не только на бизнес и государственных служащих, но и на широкую общественность.
Кроме того, все проекты отраслевых нормативных актов, предполагающих передачу каких-либо полномочий организациям саморегулирования, в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет воздействия на конкуренцию.
Таким образом, развитие саморегулирования должно стать важной составной частью политики, направленной на оптимизацию государственного вмешательства в экономическую деятельность. Благоприятные условия для развития предпринимательства и частного бизнеса должны создаваться как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и через создание стимулов для формирования профессиональных сообществ, основанных на принципах саморегулирования и самоорганизации и обеспечивающих выработку соответствующих стандартов, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам, и применение механизма контроля за соблюдением установленных ими требований.
Это обеспечит формирование стабильной и прозрачной нормативно-правовой среды, всякие изменения которой будут предсказуемы и обусловлены объективными экономическими требованиями.
Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.