CLUSTERLAND
Системные условия развития МСП: стабильная кредитно-денежная, валютная и фискальная политика
Для генерации и динамичного развития малого и среднего предпринимательства необходимы следующие системные условия:
  • стабильная кредитно-денежная, валютная и фискальная политика, обеспечивающая субъектам бизнеса возможность расширенного воспроизводства и накопления капитала для инвестирования и развития;
  • ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов и развитие саморегулирования предпринимательской деятельности;
  • стимулирование и поддержка приоритетных направлений и сфер деятельности;
  • готовность населения к занятию бизнесом, наличие знаний в области открытия и ведения собственного дела.

Достижения последних лет в области стабилизации курса национальной валюты и снижения уровня инфляции обеспечили существенное улучшение условий для ведения бизнеса, сделали возможным планирование перспектив его развития, оценку рисков и выработку механизмов их предупреждения.
В то же время характерной чертой действующей в нашей стране бюджетно-налоговой системы, несмотря на принятие новой редакции Налогового кодекса, по-прежнему остается высокий уровень налоговой нагрузки на экономику. Так, в 2018 году значение этого показателя составило 25,9% в ВВП и по сравнению с 2017 годом выросло на один процентный пункт, что обусловлено опережающей динамикой налоговых доходов (107,1 %) по отношению к росту ВВП (103 %).
Доля фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН) в общем объеме ВВП составляла в течение последних лет 35-37 %.
Как свидетельствуют опросы предпринимателей, высокие ставки налогов, сборов и платежей являются одним из ведущих факторов неудовлетворительного финансового состояния субъектов МСП (54,8 % респондентов опроса 2018 г. Исследовательского центра ИПМ).

В течение 2012-2018 гг. наблюдался перманентный рост числа убыточных предприятий. И если на 1 января 2013 г. 18,3 % от общего числа малых и средних организаций имели убытки, то по состоянию на 1 января 2019 г. этот показатель вырос до 20,9 %.
В наиболее тяжелой финансовой ситуации оказались средние организации. Среди них удельный вес убыточных субъектов составил 18 % и увеличился за последние семь лет почти в 3 раза (6,5 % на 01.01.2013 г.).

Ухудшение финансового состояния малых и микроорганизаций происходило не столь стремительными темпами: доля убыточных субъектов увеличилась с 15,3 до 20,9 % и с 19,2 до 21,4 % соответственно.
Согласно данным опроса, проведенного Исследовательским центром ИПМ в 2018 г., 64,8 % респондентов в число наиболее актуальных проблем для современной Беларуси включили «Большое количество» убыточных предприятий».

Ограниченные финансовые возможности сектора МСП непосредственно сказываются на инвестиционной активности его субъектов. По данным исследования ИПМ в 2018 г. на сокращение инвестиций указали 15,9 % респондентов.
В структуре налоговых доходов бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес по объемам поступлений и по количеству налогов занимают косвенные налоги и платежи (почти 50 %). Теоретически источником уплаты косвенных налогов являются доходы конечных потребителей товаров (работ, услуг), то есть доходы населения. Но фактически вся финансовая ответственность за их сбор и уплату возлагается на производителей (поставщиков). Временной лаг от уплаты НДС при ввозе сырья (товара), его переработки и сбыта (продажи) готовой продукции (товара) доходит до полугода и более. Обеспечивая уплату НДС по принципу отгрузки товара производитель (поставщик) фактически кредитует бюджет, «вымывая» собственные оборотные средства.
Усугубляет положение хроническое нарастание дебиторской задолженности (согласно результатам опроса 2018 г. с проблемой роста дебиторской задолженности вследствие неплатежей контрагентов столкнулись 35,4 % респондентов, в 2017 г. значение этого показателя составляло 19,9 %), а также действующий порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Российскую Федерацию, требующий наличия подтверждения налоговыми органами факта уплаты НДС российским контрагентом.
Авансовый характер основных платежей, высокий уровень ресурсных платежей, прежде всего, применение повышающих коэффициентов к ставкам налога на землю, существенно снижает не только инвестиционные, но даже воспроизводственные возможности малых предприятий, особенно на стадии их становления или освоения новых видов деятельности.
Как следствие, только 40 % опрошенных субъектов МСП ставят своей целью расширение бизнеса, а более чем 57 % сконцентрированы на сохранении достигнутого уровня развития.
Сохраняющаяся сложность налогового законодательства, действующих процедур налогового учета и отчетности обусловливает высокий уровень затрат субъектов хозяйствования на осуществление расчетов и уплаты налогов и сборов и оказывает непосредственное влияние на динамику и качество развития малого предпринимательства.

По результатам исследования голландской аутсорсинговой компании TMF Group, касающегося нормативно-правового регулирования, отчетности, бухгалтерии и налогов, Беларусь заняла 16-е место по сложности налоговых и бухгалтерских правил. Это стало худшим результатом среди стран-соседей. Ближайшую к Беларуси позицию заняла Латвия (36-я строка в рейтинге), дальше всех – Украина (72-я строка).
Для создания условий, обеспечивающих не только простое воспроизводство, но и стимулирующих динамичное развитие субъектов посредством ускоренного накопления капитала необходимы изменения в системе налогообложения, предполагающие перенос центра тяжести с ресурсных платежей (налог на землю, налог на недвижимость, отчисления в фонд социальной защиты населения) на перераспределение результата деятельности (прибыли).

подробнее здесь

Лучшие практики
Бизнес-инкубатор начал работу в Кричеве

Эта площадка стала первой из четырех аналогичных учреждений, которые в ближайшее время начнут работу в Могилевской области по проекту ПРООН и Минэкономики "Малые города" на средства Российской Федерации.

07 декабря 2018
+
Ваши персональные данные полностью защищены.
The text is translated using Google translate.
Авторизация
Вход
*
*

Connect with:




Регистрация
*
*
*
Генерация пароля