Кластеры имеют пять принципиальных характеристик:- Ключевым условием развития кластера является наличие конкурентоспособных предприятий.
- Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера, например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных человеческих ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и другие факторы.
- Географическая концентрация и близость. В кластер включаются организации, которые располагаются в непосредственной близости друг от друга, например, в пределах одного часа перемещения друг от друга или в диапазоне 100-150 км, так как географическая концентрация ведет к появлению ряда положительных эффектов, сила действия которых убывает с увеличением расстояния между организациями.
- Широкий набор участников и наличие «критической массы». Кластер может состоять из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона; системы поставщиков комплектующих, оборудования, специализированных услуг, а также профессиональных образовательных учреждений, НИИ и других поддерживающих организаций. В него, как правило, входят как крупные, так и малые предприятия. Для зарождающегося кластера важно наличие в его составе крупной организации – лидера, определяющей долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы.
Для формирования полноценного кластера необходимо достижение определенной критической массы его участников (количество фирм, количество занятых), обуславливающей переход от количества к качеству (достижение синергетического эффекта). Накопленный в Европейских странах опыт показывает, что такой «критической массой» кластера является 50 организаций.
- Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров. Одним из ключевых факторов успеха развития кластеров является наличие рабочих связей и координации усилий между участниками кластера, образуя сетевую структуру. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и специализированного сервиса; связи между компаниями, вузами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных исследовательских и образовательных программ.
Высокий уровень внутренней связанности реализуется через регулярные сделки купли-продажи между участниками кластера, предполагает мобильность персонала, регулярные информационные обмены, участие в совместных мероприятиях и пр.
Под внешней связанностью участников кластера понимается уровень влияния организаций-участников кластера на региональную экономику. И в этом отношении они представляют собой точки роста, стимулирование которых приведет к максимальной отдаче для экономики региона.
Вместе с тем, географическая концентрация и общность сферы деятельности не означают автоматически высокой плотности тесных связей. Если организации не хотят или еще не готовы взаимодействовать друг с другом, несмотря на территориальное и тематическое соседство, то кластера не получится.
Формирование и функционирование кластеров базируется на ряде принципов, позволяющих в полной мере раскрыть преимущества кластерной модели развития. К ним относятся:- · принцип добровольного участия, означающий самостоятельное принятие решения каждым участником кластера о вхождении в его состав и осуществлении совместной деятельности;
- принцип самоорганизации, который предусматривает заинтересованность и готовность предприятий к взаимодействию между собой и самостоятельный выбор форм его организации, стратегии развития кластера и направлений сотрудничества;
- принцип территориальной локализации, предполагающий концентрацию значительного количества участников кластера на территории одного региона;
- принцип рационального соотношения кооперации и конкуренции, означающий реализацию предприятиями и организациями совместных проектов во взаимовыгодных сферах деятельности наряду с сохранением конкурентных отношений в прочих сферах деятельности.